Вилково: «Украинская Венеция. Вилково. Не Венеция и не совсем украинская Одесская венеция

Главная / Выпечка 
Про Вилково слышали многие, как про "украинскую Венецию". Отчасти так и есть, некоторые улицы представляют из себя водные каналы (ерики), по которым местные жители передвигаются на лодках. Но на этом сравнение лучше закончить или вообще придумать другой слоган. Да и за последние 50 лет многие каналы пересохли или были засыпаны, поэтому более привычным средством передвижения стал автомобиль. На лодках по каналам сейчас, разве что, туристов возят.

Любопытно, что 300 лет назад, когда Вилково (ранее Липованское) было основано казаками и липованами, город стоял около самого моря. Но за прошедшие столетия море отодвинулось на 18 километров.

Дунай - главная местная достопримечательность. Это самая большая река Европы, длиной почти 3000 километров. Река является границей десяти государств, в том числе и Украины. Собственно, на противоположном от Вилково берегу уже Румыния. Несмотря на то, что количество рыбы в Дунае уменьшается, она еще есть и рыбный промысел является важной статьей дохода местных жителей. Здесь есть осетр и белуга.

Что делать в Вилково:
- проехаться по каналам города на лодке или погулять вдоль них
- посетить "нулевой километр", место, где Дунай впадает в море
- познакомиться с липованской культурой и кухней
- посмотреть старообряднические церкви
- заняться рыбалкой
- попробовать местного вина
- посетить уникальный остров Ермаков, посмотреть птиц и животных

В Вилково есть главный канал, прямо, как в Венеции. Собственно, это единственный "рабочий" канал, который используется постоянно.


Есть и много маленьких ериков.


Любопытна система деревянных и каменных помостов, они есть практически везде и позволяют избежать грязи.


Вдоль Дуная построены сотни таких вот помостов - персональных причалов.


Весной в городе очень много нарциссов.


Есть несколько памятников.


Ленина в прошлом году снесли, остался один постамент.


Государство очень слабо поддерживает туристическую отрасль в Вилково, поэтому та туристическая инфраструктура, которая есть сейчас, была сделана местными жителями. Собственно, государство, судя по всему, и в целом поддерживает Вилково только на словах, это видно даже по ужасной дороге, которая ведет к городу.

Мы, как туристы с многолетним опытом, перечислим то, что нужно сделать здесь в первую очередь для развития туристической отрасли . На тот случай, если нас прочтут власть имущие.

1. Самое главное - обратить внимание на Вилково. Не только в туристическом плане. Поверьте, это нужно сделать по разным причинам. И если вы этих причин не понимаете, то вам не место среди власть имущих.
2. Отремонтировать 80 километров дороги, это же позор какой-то, а не дорога.
3. Расчистить, улучшить и, самое главное, сохранить оставшиеся небольшие ерики (каналы). Это же визитная карточка Вилково, которую сейчас многие туристы называют просто болотом.
4. Улучшить туристический водный транспорт и предоставляемые ими услуги. На данный момент особого надзора над теми, кто предлагает услуги, видимо, нет.
5. Сделать бОльший упор на липованские традиции и кухню. Берите пример с раскрученных гуцулов.

Есть и много других рекомендаций, это только основные. Почему нужно обратить внимание на Вилково? Потому что это уникальное место. Поверьте нам, где мы только не были, и всё равно пишем, что это место уникальное, с хорошим потенциалом.

Более того, уже сейчас Вилково популярно у зарубежных туристов. Вместе с нами там была группа немцев, 15 человек, сотрудники посольства. В Вилково приезжает много европейских туристов во время круизов по Дунаю. Это последний пункт для них, здесь они пересаживаются на маленькие катера и едут к нулевому километру, то есть месту, где Дунай впадает в Черное море.

Помимо самого Вилково, огромный интерес представляет собой Дунайский биосферный заповедник, который расположен вокруг города. Куда бы вы не поехали на кораблике, ваш путь будет лежать через заповедник. Экосистема дельты Дуная - самая интересная в Европе и одна из лучших в мире. За два дня экскурсий мы видели огромное количество птиц и животных.


Мы совершили две прогулки на кораблике. Сначала до символического нулевого километра по Анкудиновому гирлу. По пути посмотрели намывные огороды и заросли тросника.


В конечной точке маршрута сфотографировались с символическим знаком. Тут же можно насобирать различных красивых ракушек и увидеть редких птиц. Жаль, наш фотоаппарат не позволяет фотографировать их вдалеке, но, поверьте, они там есть, даже пеликаны.


Также мы посетили Ермаков остров. По пути прошли вдоль Вилково.


Его посещают всего несколько сотен человек в год, поэтому здесь сложилась уникальная экосистема. Причала здесь нет, высадка прямо на берег. Очень хотели полетать здесь на коптере и показать остров сверху, но пограничники запретили (мы специально звонили им, спросить разрешения).


Длиннофокусный объектив здесь просто необходим. Видели диких лошадей, диких коров, гиену, орлана белохвоста, выпь, баклана, кучерявого пеликана, цаплю, фазана, удода. Очень хотели увидеть лесных котов и кабанов, но не получилось.


Остров окружен специальной дамбой, которая препятствует росту высоких деревьев и кустарников. По дамбе очень удобно гулять и, кстати, тропа на ней протоптана животными, не людьми.


Не все выживают после зимы, видели кости нескольких больших животных.


Яйцо вороны


И конечно очень красивые пейзажи.


Также Вилково интересен тем, что здесь проживают староверы (липоване). Мы мало интересуемся религией, поэтому даже не знали, кто это такие. В двух словах: в 1650-х — 1660-х годах была проведена реформа церкви. Те, кто реформу не приняли, стали называться староверами. Они также являются православными верующими, просто с небольшими, "косметическими" отличиями. Подробно можно почитать в википедии , для нас же основным отличием было то, что крестятся староверы двумя пальцами, а не тремя, и вход в церковь у мужчин и женщин раздельный.

В Вилково есть три церкви: две для староверов и одна современная. Мы специально сняли их сверху для сравнения. Чисто визуально - отличий никаких. Правда внутри у староверов фотографировать нельзя, местная мерия официально запретила. Причина - конфликты между староверами и туристами.

В интернете можно прочитать, что липоване замкнутые и нелюдимые. Должны сказать, что такое впечатление есть. Хотя, когда мы летали в городе с коптером, то местные жители с интересом подходили и расспрашивали, что это и как работает. Никаких проблем в общении не наблюдалось:)


Церковь Рождества Богородицы ©Yuriy Buriak http://bus.com.ua или , первый автобус в 6:25. Не забудьте паспорт, город находится на границе. В самом городе маршрутка привозит в центр, к церкви. Отсюда можно пройти за 5 минут до речного порта и договориться про экскурсии.

Вилково - это иллюстрация к трудовому подвигу. Не ради медальки или победы в соцсоревновании, а ради жизни. Не придуманому советским режимом (хотя конечно не все подвиги и тогда были придуманными), а настоящего, такого, который и сейчас можно увидеть и потрогать. Титанический труд тысяч беглецов-староверов поднял этот город над водами дунайской поймы. И пусть это никакая не Венеция («Украинской Венецией» называют городок в туристических фирмах), пусть нет тут чрезвычайных памятников архитектуры, но и не воняет, так как на улицах итальянского чуда в период ассенизации...

Миколаївська старообрядницька церква на тлі човнів у Білгородському гирлі

0-й км Дунаю у Кілійському гирлі

Єрик

Іван Липованин

Ужасные и малопонятные (в частности, лично мне) процессы, которые в большой России совсем не редкость, погнали этих людей с насиженных мест в тайгу, в малолюдные Полесске болота, в Дунайские плавни. И как они добирались сюда? Как перевозили свое добро? На спинах, или лошадьми, или на волах? Хотя откуда в Московии волы? Это в Украине этих рабочих тварей было когда-то так много, что и самих украинцев начали сравнивать с этими бешенно-сильными и спокойно-флегматичными детьми коров... Помню рассказы тестя о работе на волах, о размеренном их ремигании среди звездной ночи... Но это из другой оперы.

Христианство появилось на Руси в 10 веке. Пришло оно из Византии и стойко держалось до 17 века. Хотя Константинополь пал под натиском турок-сельджуков, а Киев захватили татары, и литовцы, и поляки. Киевская митрополия сначала переехала во Владимир на Клязьме, затем в Москву, а потом вообще раздвоилась и осела в Москве и Вильно (столице Литвы). Позже появился «третий Рим», а еще позже его возглавил патриарх Никон, который решил провести реформу... Вместо двупестного креста - триперстный, Иисус вместо Исуса, обхождение храма против солнца, вместо по солнцу, ну и такие мелочи, которые смешно перечислять. Вспоминается комедия с Эдди Мерфи: «... у них Макдоналдс, а у нас Макдауелс, у них золотые арки, а у нас золотые дуги...» Но к новаторству Никона, которое он перенял у европейцев-католиков, появилась оппозиция с протопопом Аввакумом во главе. Эти люди не смогли, или не захотели принять реформаторства в непоколебимых религиозных традициях. И начались страшные репрессии... Ссылки, пытки, казни - все это, по приказу Никона и при полной поддержке царя Алексея Михайловича, пришлось выдержать людям, которые сохранили старые традиции и получили названия - старообрядцы, староверы, «раскольники». Часть этих людей эмигрировала за пределы Российской империи, и остановилась на турецкой территории Бессарабии. Новой родиной для них стали плавни в дельте Дуная.

Типова сучасна вулиця

"Типова стара вулиця" - Білгородський канал

Призьба із мушлів

Типові канали-єрики

Интересно, что в 18 веке старообрядчество раскололось на две части. Так как попы должны были назначаться епископами, а таких в распоряжении староверов не наблюдалось, то часть стала исповедовать беспоповское направление, другие же начали выбирать попов самостоятельно или агитировать себе батюшек из большинства, которое они назвали «никонианами». Православное большинство и сейчас называется «никонианами» (хотя на территории Украины никоновских реформ не проводилось, а украинская религиозная верхушка не желала присоединения к русской церкви в 1654 году).

Большинство старообрядцев придерживались «поповской» ветки - имели собственных священников, а в 1846 году получили даже собственного митрополита. Им стал Босно-Сараевский митрополит Амвросий, который присоединился к староверческой церкви и публично подтвердил свою приверженность к ней. За это официальное православие дискредитировало митрополита.

В Буковине и Бессарабии староверы поповского толка получили название липоване. Одна из версий происхождения названия - старообрядцы любили селиться в липовых рощах. Хотя существует версия происхождения названия от какого-то Филиппа, последователями которого были староверы (вероятно от митрополита Святого Филиппа (Колычева) - героя фильма «Царь»), поэтому другое название этнографической группы - филипоны.

На Дунаї

Развитие липованской ветви тесно связано с буковинским . Именно в нем был создан первый и самый большой липованский монастырь, который стал основой иерархии старообрядцев. Позже в Белой Кринице построили величественный храм, который сейчас является символом старообрядчества в Украине.

В Вилково, на берегу Дуная, стоит памятник Ивану Липованину - это память о первых поселенцах, которые в середине 18 века основали в дельте Дуная поселение.

Весь 19 век старообрядцы в Российской империи преследовались. Ослабление произошло только в 1905 году - тогда представители старой веры получили разрешение на крестные ходы и церковные колокола. А в 1918 году большевики полностью уравняли старообрядцев в правах с бесправными «никонианами» (патриаршими православными верующими). Но патриаршая церковь не признала права староверов. Только в 1971 году Русская Патриаршая Церковь признала ошибки, которые привели к расколу в 17 веке, и указала на «равночестность» церкви старообрядцев. Так произошло соединение.

До недавних лет у липован были запрещены браки с никонианами (разрешение появилось после значительного ухудшения демографической ситуации). Женщины у липован не имеют права входить в церковь через центральный вход. Мужчины после 60-ти лет не бреются (хотя еще 20 лет назад борода была спутницей мужчин-липован в течение всей жизни). Это лишь часть отличий липованских религиозных ритуалов - остальное я не запомнил. Сейчас липоване-вилковчане все больше пускают в свою жизнь цивилизацию, но в далеком 1746 году, когда на месте современного Вилково был основан Посад Липованский, быт жителей был близок к быту охотников-собирателей. Охота и рыбная ловля были основными занятиями липован. А еще они гребли ил из Дуная и строили себе земную твердь. Трудно даже представить всю сложность такой работы, но именно она позволила глухое болото превратить в городок. Правда, вместо улиц в этом городке были каналы, а передвижение осуществлялось на лодках. Позже ил начали насыпать за пределами города - так появились огороды, которые функционируют и сейчас. Главными садоводческими культурами вилковчан являются клубника и виноград. Земляника тут появляется первой в Украине - ее сразу скупают посредники. Виноград является сырьем для производства местного сухого вина «Новак». Я пробовал - вкусно, особенно понравился клубничный аромат.

Сейчас Вилково - туристический центр украинского Подунавья. Но дорога сюда страшная. Последние 30 км - это ужас, летящий на крыльях ночи. Поэтому туристов значительно меньше, чем мог бы принять город.

Одного из четырех главных природных резерватов Украины. Территория заповедника занесена во все возможные реестры ценнейших мировых ландшафтов. Туристы могут убедиться в красоте Дуная и его ландшафтов во время водной экскурсии (они в Вилково очень популярны).

Главным занятием вилковчан сейчас (как и два века назад) является рыбалка. Главная промысловая рыба - дунайская селедка - краснокнижный вид, который в заповеднике отлавливают тоннами. В специальных зонах биосферных заповедников народные промыслы и ловы законом не запрещаются, но в определенных нормах и с официальным разрешением специального отдела заповедника.

Дунайский биосферный заповедник неофициально является частью большого биосферного резервата, большая часть которого расположена в Румынии. А вот дунайская сельдь является неофициальным главным сувениром города - его продают в соленом и копченом виде. Это очень жирная деликатесная рыба, которая официально называется азово-черноморской проходной селедкой. В Дунае она не живет, а лишь нерестится (поднимаясь вверх по течению на 600 км). Кроме Дуная она заходит на нерест в Днестр, Днепр и Южный Буг, но значительно реже.

Первые вилковчане-липоване длительное время жили в тростниковых шалашах (куренях). Дома, построенные из тростника и ила начали появляться в 19 веке. Таких зданий и сейчас в Вилково большинство. Много каналов-ериков в советские времена были засыпаны - их сделали настоящими улицами, но в старой части города ерики все еще главные транспортные артерии. Наибольшей среди них Белгородский канал.

Миколаєвська православна церква (1899-1902 рр.)

В конце 18 века в городок пришли запорожские казаки из разрушенной москалями Сечи. Они стали основой земледелия в окрестностях городка и далее - добровольно взяли нас себя бремя сельскохозяйственных работ (староверы-русские категорически отказывались от них). Сейчас потомки запорожцев - украинцы, составляют около четверти населения города (всего в Вилково обитает около 9 тысяч человек). Липоване их называют хохлами. Более двух столетий браки между липованами и хохлами были запрещены.

Украинцы в Вилково имеют собственный храм - церковь посвященную Николаю Чудотворцу. Построили ее в 1899-1902 годах. Это величественный и роскошный храм, с пятью куполами и колокольней. Возведен он в смеси необарокко и модерна. Говорят, что к проекту храмового иконостаса непосредственное отношение имеет Фаберже, но лично мне не понятно каким образом.

Храмы липован уступают во внешней роскоши украинской церкви, но от этого они не менее интересны в архитектурном отношении. Это уникальные храмы-корабли (в плане они имеют форму корабля), которые являются символами непоколебимой веры, которая веками подавлялась, но выстояла. Это корабли, которые преодолевают море жизни и времени - храмы Николая Чудотворца и Рождества Богородицы.

Миколаєвська старообрядницька православна церква (1906-1913 рр.)

Старообрядческая церковь Николая Чудотворца является самым молодым храмом города. Она расположена на острове Калимбейка и строилась семь лет - с 1906-го по 1913-й. Этот храм является типичным для липован - он имеет большой купол и пристроенную колокольню. Издалека несколько похож на деревянные церкви типовых епархиальных проектов, но при взгляде вблизи впечатление кардинально меняется - появляется ощущение древности и аутентичности.

Церковь Рождества Богородицы является главным храмом старообрядцев города, а соответственно и всего региона. Его построили в 50-е годы 19 века, а 32-метровую колокольню пристроили в 1873-м. Храм очень нарядный, но мне он почему-то меньше понравился, чем два других храмах города.

Старообрядницька православна церква Різдва Богородиці (1857, 1873 рр.)

В Вилково больше трех тысяч лодок (больших и малых) - это чуть ли не наибольший процент в Украине. Челнок заменяет вилковчанину и машину, и телегу. На нем добираются до огородов, на нем возят клубнику и виноград, на нем ловят сельдь и другую рыбу. Челн незаменим при строительстве жилья, ведь именно им перевозят тростник и ил для строительства. А еще возят обломки раковин моллюсков, из которых сооружают завалинку. После весенних наводнений (а это в Вилково обычное явление), такую завалинку срезают и дом сохнет. Позднее снова насыпают.

Вилково - уникальный город, не похожий на другие города Украины. Побывать здесь должен каждый, пока этот памятник человеческому титаническому труду еще полностью не засыпали и не заасфальтировали.

Текст и фото Романа Маленкова

Вилківські дачі на Дунаї

Это в туристических брошурах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией». На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов.

В Украине много удивительных мест, как с архитектурной, так и с природной точки зрения. А есть и такое, где чудесным образом сочетает естественная красота устья Дуная с простым человеческим трудом в почти нечеловеческих условиях.

Это в туристических брошюрах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией».
На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов, которые сумели обосноваться в Полесских болотах и Дунайских плавнях. Нам давно хотелось увидеть эти места своими глазами, ведь добираться в те края непросто даже на хорошем кроссовере. И вот почему!

Вилково находится в самом уголке нашей страны, на юго-западе Одесской области у границы с Румынией. Трасса Е-95 известна, пожалуй, каждому автомобилисту - дорога в Одессу стрелой ведет из Киева. А если кто будет ехать в Вилково из других регионов, все равно придется проезжать Одессу. Здесь лучше всего сделать пит-стоп на 21-м километре (+400 м) окружной дороги в районе села Усатовское на заправке ОККО. Дело в том, что с нами был маленький ребенок, которому пора было сменить памперсы. Это стало еще одной причиной выбора в пользу данной АЗК, поскольку здесь в уборной находится пеленальный столик, о чем супруга разузнала на , заранее планируя наш маршрут .


Для остальной же части экипажа (а нас было четверо), изрядно проголодавшейся в пути, основным «бонусом» стало наличие здесь уже знакомой нам кухни ресторана сети A la minute, которой мы доверяем, ведь не раз проверяли. Кстати, на заметку родителям, путешествующим с детьми - в этих ресторанах в меню даже есть блюда, которые рекомендованы для маленьких гостей (за соседним столом с нами малыш охотно уплетал детскую пасту). Жена отдала предпочтение салату Цезарь и десерту Мильфей, ее сестра — паровой гречке с гуляшом, а мужская половина взяла по борщу и сочному свиному стейку. Ждать заказа долго не пришлось, но пока мы обедали, нам успели помыть машину с хорошей скидкой за счет накопившихся на карту Fishka баллов - приятно!

После плотного обеда очень хотелось пройти по короткой дороге вдоль моря, которую предлагали карты Google. Но после Белгород-Днестровского стало ясно, что она просто ужасная, ехать выше 40 км/ч без ущерба для подвески и седоков трудно, потому мы свернули на печально известную дорогу М-15 (Одесса-Рени), которая частично совпадает с европейской Е-87.

Кстати, если у вас будет время, то по пути можно заехать в крепость в Белгород-Днестровском, на это уйдет час-полтора. Территория там немаленькая, есть где полазить и что посмотреть.

Пока я рулил, жена читала с телефона историю «Украинской Венеции». Оказывается, Вилково изначально было селом Липованское, которое в 1746 году (по другим источникам в 1762-м) основали так называемые староверы или липованы. Они бежали от религиозных преследований после никонианского раскола русской ортодоксальной церкви. Это были донские казаки, которые впервые поселились в дунайских плавнях в 40-х годах XVII столетия. Тогда на российских военных картах и появилось поселение Липованское.

Памятник старообрядцу-первопроходцу - основателю Вилково

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками, которые бежали от преследований после разрушения Запорожской сечи. До сих пор липоване представляют большинство населения города. Они сохранили многие свои религиозные традиции.
В городе три церкви: ортодоксальная православная и две старообрядческие липованские. С 1812 года, после подписания Бухарестского мира, Вилково - уездный город Бесарабской губернии.

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того, чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал. И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах, каждый из которых окружен каналом или «ериком».

Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам. У каждой семьи есть своя лодка, и это основное транспортное средство вилковчан. Собственно, поэтому Вилково и получило славу «Украинской Венеции». Благо в Вилково не только каналы в качестве транспортных артерий, но есть и обычные дороги. Причем в основном в виде бетонок, асфальт сосредоточен на въезде.

Фото: shutterstock

Еще одно наше путешествие с прошлого лета — поездка в городок Вилково, который расположился в украинской части дельты Дуная. Эту поездку мы не планировали, про этот городок нам рассказали уже на море, предупредив, что «украинская Венеция» от оригинальной отличается достаточно сильно, . Это правда. Забегая вперед, скажу, что Венеция — это город на воде, а Вилково — это все таки деревня на воде, чем всё и объясняется (все фотографии кликабельны).

Из Одессы в Вилково регулярно ходят автобусы, но путешествие затягивается, поскольку им приходится огибать Днестровский лиман и в одном месте пересекать границу с Молдавией.

Мы же двигаем на своем Mitsubishi от побережья на север, до Белгород-Днестровского, а там сворачиваем налево, по направлению на Измаил — город русской боевой славы.

В этих местах раньше постоянно шли войны, в частности, с Турцией, а также вся эта местность когда-то принадлежала Румынии. Славянские названия городов здесь перемежаются с тюркскими: Монаши, Рени, Спасское, Татарбунары…

Доезжаем до городка Спасское и около неприметного указателя сворачиваем налево на 90 градусов.

Историческая справка:

Город в дельте Дуная, «Украинская Венеция». Основан в 1746 г. староверами, спасавшимися от преследования православной церкви (памятник основателю установлен на причале). Расположен на многочисленных искусственных каналах и протоках, образующих водные улицы (ерики). Основной вид транспорта – лодки. Является центром Дунайского биосферного заповедника. От причала организуют экскурсии по ерикам старого города, в дунайские плавни, на «нулевой километр» (место впадения Дуная в Чёрное море), на острова староверов. Сохранился старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы (1850 г.).

Позже, в этот уединенный край, представлявший собой 15 больших и более 150 маленьких островов, переселились суровые беглые казаки - донские и запорожские. Бегство донских казаков на Дунай, отряды которых возглавлял Игнат Некрасов, растянулось на десятилетие. Поток то усиливался то ослабевал. Особенно значительные передвижения наблюдалась после русско-турецких войн 1768-1791 г.г. Вот тогда Вилково оказалось в числе тех населенных пунктов, в которые особенно густо селились некрасовцы-старообрядцы.

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками. Разгон Запорожской Сечи в 1775 г. украинским народом воспринимался, как национальная трагедия. Ликвидировав Сечь, царское правительство выслало казацкую старшину в Сибирь, а земли отдало помещикам. Перспектива стать крепостными вынудила казаков прибегнуть к бегству.

Поселившись в поселении Липованском, украинские казаки жили обособленно, не смешиваясь со староверами. Такое условное разделение в Вилково сохранилось до сих пор — есть здесь «липованская» часть города, как раз самая известная, с ериками и мостиками, и есть украинская, которая на твердой земле стоит и в настоящее время очутилась в центре города.

Собственно, название появилось оттого, что Дунай здесь образует многочисленные «вилки» — раздваивается. Вообще такое ощущение, что население Вилково до сих пор пытается отгородиться от всего мира — последние километров 10 до городка асфальтовое покрытие полностью убито — пробираться по нему приходилось с особенными предосторожностями, чтобы не потерять там колеса… Местные сказали, что это случилось после какой-то большой стройки в этом месте — тяжелые грузовики разбили дорогу. Починить ее, конечно, никому в голову не пришло…

Ну вот, наконец…

Собственно, смотреть здесь можно несколько вещей: сами каналы, разрезающие городок, а также Дунайский биосферный заповедник, где можно увидеть разные редкие растения, а также птиц. Сам городок разделен на 2 части — сухопутную и водную.

На набережной и главной пристани — памятник основателем города, старообрядцам, которые пришли в эти глухие края. Кстати, до сих пор потомки старообрядцев и казаков живут обособленно, ходят каждый в свои храмы и стараются друг на друге не жениться.

На той стороне реки — уже Румыния.

На въезде вдоль дороги стоят представители разных экскурсионных фирм, с которыми можно договориться о программе: поездке на лодке, посещении нулевого километра и пр. Они стараются клиентов друг у друга переманить. Первые, к которым мы обратились, оказались нерасторопными, так что мы дали другим себя переманить… 🙂 Подъехали к причалу, уселись в лодку и отправились на 2-3 часа по воде. Наш лодочник заодно служил и экскурсоводом.

Для экскурсий по воде с собой нужно иметь загранпаспорт. Выходя по одному из многочисленных «гирл» к Дунаю, где-то в камышах, стоит будка пограничника. Наш лодочник только крикнул ему: «Россияне, паспорта есть», и мы поехали дальше. Могут быть и проверки с другой, румынской стороны.

Здесь кругом деревья, камыши и прочая зелень, вся территория рассечена узкими протоками.

Здесь все стоит и приспособлено для воды — дома, сады, приусадебные участки и пр.

Здесь обитает много разной живности: цапли (белые и черные), бакланы, пеликаны и пр. Слишком близко к ним подобраться не удалось…

Вышли на островок, сплошь покрытый толстым слоем ракушек. Мелкие ракушки так и называют здесь ракушками, а большие закрученные в спираль называются «рапаны».

Здесь много водяных лилий — признак чистой воды.

После заповедника заплываем в город. Вот типичный домик на улице-реке.

Тротуаров в городке нет, поэтому для перемещения пешком вдоль улиц построены деревянные подмостки, которые именуются здесь «кладки» и служат тротуаром.

У каждого домика свои лодки, огородик, виноград и даже спутниковая тарелка.

Мы застали и занятие местной спортивной секции — конечно, же байдарки! 🙂

Это, конечно, не Венеция, но свой шарм, колорит здесь несомненно есть. Дорогу бы еще сделали — совсем будет красота!

В Украине много удивительных мест, как с архитектурной, так и с природной точки зрения. А есть и такое, где чудесным образом сочетает естественная красота устья Дуная с простым человеческим трудом в почти нечеловеческих условиях. Это в туристических брошюрах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией». На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов, которые сумели обосноваться в Полесских болотах и Дунайских плавнях. Нам давно хотелось увидеть эти места своими глазами, ведь добираться в те края непросто даже на хорошем кроссовере. И вот почему!

Вилково находится в самом уголке нашей страны, на юго-западе Одесской области у границы с Румынией. Трасса Е-95 известна, пожалуй, каждому автомобилисту – дорога в Одессу стрелой ведет из Киева. А если кто будет ехать в Вилково из других регионов, все равно придется проезжать Одессу. Здесь лучше всего сделать пит-стоп на 21-м километре (+400 м) окружной дороги в районе села Усатовское на заправке ОККО. Дело в том, что с нами был маленький ребенок, которому пора было сменить памперсы. Это стало еще одной причиной выбора в пользу данной АЗК: здесь в уборной есть пеленальный столик, о чем супруга разузнала на , планируя наш маршрут .

Экспресс-инфо по стране

Украина – государство в Восточной Европе.

Столица – Киев

Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

Форма правления – Парламентско-президентская республика

Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

Официальный язык – украинский

Религия – православие, католицизм

ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

Валюта – гривна

Граничит с : Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

Для остальной же части экипажа (а нас было четверо), изрядно проголодавшейся в пути, основным «бонусом» стало наличие здесь уже знакомой нам кухни ресторана сети A la minute, которой мы доверяем. Кстати, на заметку родителям, путешествующим с детьми: в этих ресторанах в меню даже есть блюда, которые рекомендованы для маленьких гостей (за соседним столом с нами малыш охотно уплетал детскую пасту).

Жена отдала предпочтение салату Цезарь и десерту Мильфей, ее сестра – паровой гречке с гуляшом, а мужская половина взяла по борщу и сочному свиному стейку. Ждать заказа долго не пришлось, но пока мы обедали, нам успели помыть машину с хорошей скидкой за счет накопившихся на карту Fishka баллов – приятно!

После плотного обеда очень хотелось пройти по короткой дороге вдоль моря, которую предлагали карты Google. Но после Белгород-Днестровского стало ясно, что она просто ужасная, ехать выше 40 км/ч без ущерба для подвески и седоков трудно, потому мы свернули на печально известную дорогу М-15 (Одесса–Рени), которая частично совпадает с европейской Е-87.

Кстати, если у вас будет время, то по пути можно заехать в крепость в Белгород-Днестровском, на это уйдет час-полтора. Территория там немаленькая, есть где полазить и что посмотреть.

Пока я рулил, жена читала с телефона историю «Украинской Венеции». Оказывается, Вилково изначально было селом Липованское, которое в 1746 году (по другим источникам в 1762-м) основали так называемые староверы или липованы. Они бежали от религиозных преследований после никонианского раскола русской ортодоксальной церкви. Это были донские казаки, которые впервые поселились в дунайских плавнях в 40-х годах XVII столетия. Тогда на российских военных картах и появилось поселение Липованское.

Памятник старообрядцу-первопроходцу – основателю Вилково

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками, которые бежали от преследований после разрушения Запорожской сечи. До сих пор липоване представляют большинство населения города. Они сохранили многие свои религиозные традиции. В городе три церкви: ортодоксальная православная и две старообрядческие липованские. С 1812 года, после подписания Бухарестского мира, Вилково – уездный город Бесарабской губернии.

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того, чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал. И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах, каждый из которых окружен каналом или «ериком». Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам. У каждой семьи есть своя лодка, и это основное транспортное средство вилковчан. Собственно, поэтому Вилково и получило славу «Украинской Венеции». Благо в Вилково не только каналы в качестве транспортных артерий, но есть и обычные дороги. Причем в основном в виде бетонок, асфальт сосредоточен на въезде.

Здесь есть что посмотреть и местные гиды встречают приезжих буквально с распростертыми объятьями. С экскурсоводами можно договариваться на путешествие по окрестностям, но лучше сразу поехать в Пеликан-Тур , местная компания, которая предоставляет весь спектр услуг для тех, кто приехал посмотреть Вилково «под ключ» и ничего не упустить. У них много экскурсий и предложение можно выбрать на любой бюджет и время. Так как времени у нас было немного, мы заказали две экскурсии на катере. И не прогадали, ведь «Украинскую Венецию», как и настоящую, нужно изучать с водной глади!

© 2024 americano-pizza.ru -- Кулинарный сайт - Americano